• Follow Us:
Позвонить нам: +7 (495) 607-12-47
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

О проекте

О проекте


О проекте

Портал, на котором Вы находитесь, разработан  в рамках выполнения Государственного контракта № 05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 года «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями», проводимого в рамках подмероприятия 4.3 «Создание и развитие образовательных кластеров на базе учреждений высшего профессионального образования», мероприятия 4 «Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов», задачи 2 «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда».

Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в соответствии с  решением научно-координационного совета Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. (протокол от 10 сентября 2014 года № ПНКСФЦПРО-20).

Образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения.

Провозглашённый в Российской Федерации курс на обеспечение доступности качественного образования всех предусмотренных законом уровней для всех контингентов населения предполагает непрекращающийся поиск инновационных моделей соответствующих этому требованию, новых форм и способов организации обучения, в том числе и дистанционного обучения, что является важным компонентом общей стратегии совершенствования системы социального обеспечения населения.

В настоящее время проблема получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеет приоритетное положение в практике стран Восточной и Западной Европы, США и Японии.

Проблема получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями сегодня очень актуальна. Ежегодно, за три последних года, увеличивается количество студентов-инвалидов, получающих высшее образование с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время с использованием дистанционных технологий обучается 5,7% от общего количества студентов-инвалидов. При этом должна быть, в полной мере, обеспечена доступность высшего образования для инвалидов с различными нозологиями.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования лицами данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Традиционные условия организации образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе государственных учреждений не обеспечивают в полной мере качественного конкурентоспособного уровня образования. Можно констатировать, что кроме отсутствия качественного образования, эти люди сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:

  • нарушение связи с миром;
  • ограниченный доступ к информационным ресурсам;
  • недоступность общения с природой, культурными ценностями.

Кроме таких факторов как состояние здоровья и особенности психического развития, этим людям присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой сверстников, такие люди не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно. В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования. Данная форма получения образования позволяет реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Больше всех в этом нуждаются люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. При этом должна быть обеспечена возможность обучения инвалидов с различными нозологиями.

Разработка и создание учебно-методического центра как информационно-технологической базы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется во исполнение части 2 поручения Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № Пр-1435.

Цель реализации проекта:

Развитие возможностей образовательных кластеров, созданных на базе вузов, по обучению и социокультурной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействию в в трудоустройстве выпускников-инвалидов.

Задачи проекта:

  1. Разработка модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Профессиональное обсуждение разработанной модели в ходе практических семинаров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов.
  4. Совершенствование компетенций педагогических работников вузов, участвующих в реализации образовательных программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
  5. Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов.
  6. Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями.
Функции учебно-методического центра, обеспечивающего высшее профессиональное образование студентов инвалидов и с ОВЗ с различными нозологиями:
 
  1. Организационно-содержательное обеспечение мероприятий, проводимых совместно с руководящим  региональным Департаментом образования или профильным федеральным министерством:
    • разработка методики и порядка применения дистанционных технологий для студентов инвалидов различных нозологий здоровья в учебном процессе на всех этапах обучения:
    • определение дистанционных образовательных технологий, наиболее приемлемых при обучении студентов инвалидов различных нозологий;
    • адаптация дистанционных образовательных технологий для обучения студентов инвалидов различных нозологий (особенно остро это касается незрячих и слабовидящих студентов);
    • разработка методических рекомендаций по дистанционному обучению студентов инвалидов различных нозологий.
  2. Подготовка и поддержка баз данных нормативно-правовых документов, необходимых для организации учебного процесса с применением дистанционной технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
    • анализ нормативно-правовой базы обучения студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • разработка предложений в изменения  нормативных документов вузов в целях учета особенностей обучения студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • подготовка предложений по внесению изменений в существующую законодательную базу обучения студентов инвалидов 
  3. Обучение студентов инвалидов различных нозологий по утвержденным профессиям и специальностям;
    • выбор образовательных программ для обучения студентов инвалидов в рамках сетевого взаимодействия;
    • организация обучения студентов инвалидов по выбранным программам;
    • разработка и организации обучения инвалидов при сетевом взаимодействии. 
  4. Методическая поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и по его окончании;
    • разработка методических рекомендаций для студентов инвалидов по различным аспектам дистанционного обучения с учетом их нозологий;
    • разработка методических рекомендаций по усвоению различных учебных дисциплин.
  5. Оказание консультативно-методической и технической помощи при создании компьютерных средств обучения, учебных пособий, учебно-методических комплексов, применяемых в дистанционном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья:
    • консультирование по выбору адаптивных средств обучения, учитывая нозологии обучаемых;
    • консультирование по работе на различных средствах обучения с учетом нозологий студентов 
  6. Объединение усилий ведущих ВУЗов РФ в сфере образования инвалидов на принципах взаимодополнения специальных образовательных ресурсов, адаптационных технологий для различных нозологий, методик обучения с применением электронных, информационных и коммуникационных образовательных on-line технологий по востребованным программам среднего и высшего профессионального образования:
    • создание системы сетевого взаимодействия вузов по различным образовательным программам:
    • разработка методологии сетевого взаимодействия вузов в целях обеспечения доступности образования и повышения качества образования студентов инвалидов;
    • разработка методических рекомендаций по сетевому взаимодействию вузов-партнеров 
  7. Содействие в интеграции опыта, накопленного объединением ВУЗов, в систему образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузах Российской Федерации:
    • анализ опыта вузов по обучению студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • описание наилучших практик обучения студентов инвалидов.
  8. Разработка модели инклюзивного образования студентов инвалидов различных нозологий.
    • разработка различных моделей инклюзивного образования студентов инвалидов;
    • изучение специфики инклюзивного образования при применении дистанционных образовательных технологий;
    • разработка методических рекомендаций для преподавателей по ведению учебных занятий в инклюзивном варианте.
  9. Подготовка и поддержка баз данных информационно-образовательных ресурсов, необходимых для формирования и развития системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    • определение методологии объединения информационно-образовательных ресурсов при сетевом взаимодействии вузов;
    • интеграция информационно-образовательных ресурсов партнеров-вузов в едином портале;
    • разработка новых информационно-образовательных ресурсов 
  10. Организация и проведение семинаров по обучению тьюторов и преподавателей для работы в системе дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
    • разработка программ повышения квалификации преподавателей и тьюторов по различным аспектам обучения студентов инвалидов различных нозологий;
    • проведение обучающих семинаров для преподавателей и тьюторов;
    • организация обмена опытом между преподавателями и тьюторами по работе со студентами инвалидов с различными нозологиями.
  11. Тиражирование и распространение учебных и учебно-методических материалов для дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    • размножение учебных материалов (особенно это касается видеокурсов лекций);
    • распространение учебных и учебно-методических материалов для дистанционного обучения студентов инвалидов и с ОВЗ.
    • Участие в работе семинаров и конференций по проблемам дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - по программам высшего профессионального образования:
    • составление списка и графика различных семинаров и конференций по проблемам обучения студентов и инвалидов и с ОВЗ, в том числе и в формате дистанционного обучения;
    • организация и проведение собственных научно-практических семинаров и конференций по проблеме высшего образования инвалидов;
    • участие в семинарах и конференциях партнеров;
  12. Разработка новых технологий в профессиональном обучении студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья с использованием электронных, информационных и коммуникационных технологий «on-line» обучения, соответствующие международным стандартам:
    • изучение международных стандартов применения ИКТ технологий в обучении студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • адаптация имеющихся ИКТ технологий в обучении студентов инвалидов и с ОВЗ с учетом различных их нозологий;
    • разработка новых ИКТ технологий для обучения студентов инвалидов и с ОВЗ с учетом их нозологий.
  13. Оказание консультаций по всем вопросам, связанным с деятельностью Центра  для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    • подготовка информационно-справочных материалов по различным аспектам деятельности Центра;
    • консультирование абитуриентов, партнеров,  студентов инвалидов по различным аспектам работы Центра.
  14. Обеспечение разработки и тиражирования социально-педагогических и социокультурных технологий социализации студентов, обучающихся дистанционно с целью их успешного трудоустройства и интеграции в социум:
    • анализ и обобщение опыта разработка программы социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • изучение специфики социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ при применении дистанционных образовательных технологий;
    • разработка методик и технологий социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • разработка программы социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • распространение опыта эффективных моделей социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ.

1. Разработка модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по ее внедрению.

При разработке модели учебно-методического центра (УМЦ) должны быть исследованы отечественные и зарубежные практики организации дистанционного образования (всего не менее 10 стран по согласованию с Заказчиком) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
При описании модели должна быть дана характеристика требований к организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При разработке модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ, должны быть:

  • определены цели, задачи, принципы центра;
  • детализированное описание функций центра;
  • описание общего порядка функционирования центра;
  • разработаны модели бизнес-процессов;
  • разработана организационно-функциональная структура центра;
  • определена модель взаимодействия с участниками (потребителями) услуг и иными структурами, задействованными в системе организации обучения (органы государственной власти федерального и регионального уровней, предприятия, образовательные организации, общественные организации);
  • описание ресурсных затрат (финансовых, материально-технических, кадровых), необходимых для создания и функционирования центра.

Модель учебно-методического центра должна быть описана и представлена в графическом виде. Графическое изображение модели должно быть построено с использованием современных инструментальных средств, обеспечивающих целостность, корректность и непротиворечивость информации.
Должна быть разработана методология внедрения в субъектах Российской Федерации модели УМЦ
Рекомендации по внедрению модели УМЦ должны содержать алгоритм (поэтапный) внедрения модели на федеральном, региональном уровнях, а также описание конкретных действий по каждому этапу внедрения модели, применяемых при этом форм, методов, механизмов, инструментов и т.п.

2. Организация и проведение презентаций и обсуждений разработанной модели в ходе практических семинаров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов

Должны быть организованы и проведены презентации и обсуждения (в форме практических семинаров) разработанной модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ, включая:

  • проведение не менее 5-ти практических семинаров с приглашением, в том числе не менее 5 специалистов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере высшего образования;
  • организацию не менее 5-ти презентаций разработанной модели в ходе проведения практических семинаров.

Продолжительность семинаров - не менее 3х дней каждый. Количество участников семинаров - не менее 100 человек (из не менее 15 субъектов Российской Федерации) в каждом семинаре (представители органов управления образованием, профессиональных образовательных организаций, Всероссийского общества инвалидов).
В ходе каждого из семинаров должна быть представлена оригинальная презентация разработанной модели, не повторяющая презентации, представленные на других семинарах.
По итогам презентаций и обсуждений модель должна быть доработана в соответствии с предложениями и выводами, сделанными по результатам проведенных семинаров.

3. Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Разработанный портал должен быть создан с учетом возможности организации и сопровождения обучения на основе следующих образовательных технологий:

  • электронное обучение, т.е. организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
  • дистанционное обучение (с использованием тренинговых баз, технологических систем), основанное на использовании дистанционных образовательных технологий, реализуемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Разработанный портал должен быть ориентирован на различные группы пользователей с учетом требований по его использованию инвалидами и лицами с ОВЗ и содержать следующие функциональные возможности (разделы):

  • порядок регистрации на портале;
  • поиск, навигация по порталу;
  • новости и документы на портале;
  • персонифицированная информация, в том числе личный кабинет, список задач;
  • коммуникация и обратная связь с пользователями, в том числе опросы и голосования, процедуры опроса, рейтинги, форумы, чаты, блоги;
  •  тестирование и дистанционное обучение, в том числе информация и непосредственно программы дистанционного обучения, электронные образовательные ресурсы, информация о курсах, тестах, способы активации теста/курса, работа с проектами тестов/курсов/программ для преподавателей;
  •  учебный центр, в том числе проведение вебинаров, видеолекций и др. с учетом особенностей их восприятия отдельными группами инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • проведение оценочных процедур, в том числе процедуры оценки и планирование учебного процесса обучаемого;
  • формирование и получение отчетов, в том числе по оценочным процедурам, по результатам обучения, по контингенту и др. Должны быть разработаны отчетные формы;
  • работа с контентом;
  • работа с электронной библиотекой, в том числе навигация по библиотеке и просмотр материалов, поиск по электронной библиотеке и др. возможности.

Возможно использование действующего портала образовательной организации высшего образования, на котором должен быть создан отдельный раздел в интересах реализации проекта.

4. Разработка и апробация образовательной программы повышения квалификации педагогических работников вузов по инклюзивному обучению

Должна быть разработана образовательная программа повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (объем программы - не менее 72 академических часов).
Программа повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию должна содержать:

  • информацию об «особых» образовательных потребностях и способах включения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду;
  • особенности построения индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • принципы организации учебного процесса на основе дистанционной технологии обучения;
  • технологии обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • механизмы профессионального взаимодействия педагогов в процессе обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе дистанционной технологии;
  • методы и приемы формирования индивидуальных заданий для самостоятельной работы и контроля освоения профессиональных компетенций по программам высшего образования с учетом особенностей обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

            Разработанная программа должна включать следующие положения:
            1. область применения программы повышения квалификации:
                        1.1. требования к категориям слушателей;
                        1.2. сфера применения слушателями приобретенных в результате обучения по программе повышения квалификации профессиональных компетенций;
            2. характеристику подготовки по программе:
                        2.1. нормативный срок обучения;
                        2.2. режим обучения по программе;
                        2.3. формы обучения по программе;
            3. требования к результатам освоения программы:
            3.1. требования к профессиональным компетенциям, умениям и знаниям участников программы повышения квалификации;
            4. требования к структуре программы:
                        4.1. учебный план программы с учетом профильности модулей (теоретические и практические модули);
            5. требования к минимуму содержания программы:
                        5.1. учебно-тематический план;
                        5.2. учебные программы по модулям;
            6. требования к результатам освоения программы.

К разработанной образовательной программе должен быть подготовлен учебно-методический комплекс, содержащий учебные материалы для слушателей, фонды оценочных средств для самоконтрлоля знаний, текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Разработанная программа должна пройти апробацию в формате заочного обучения пилотной группы педагогических работников вузов (не менее 20 человек). По окончании апробации программы повышения квалификации, обучающиеся должны пройти итоговую аттестацию. Лицам, успешно прошедшие итоговую аттестацию должны быть выданы документы о проведенном обучении (повышении квалификации).

5. Апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В процессе выполнения работ должен быть осуществлен отбор субъектов Российской Федерации для апробации модели учебно-методического центра (п. I.1.1), обеспечивающего получение высшего образование инвалидами и лицами с ОВЗ, включая:

  • разработка методики и показателей отбора субъектов Российской Федерации (должно быть определено не менее 3 направлений оценки и не менее 6 показателей);
  • отбор субъектов (не менее 15 субъектов) и согласование с Заказчиком субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации.

Апробация должна проводится в течение не менее 6 месяцев 2015 года и предполагает формирование учебно-методического центра в соответствии с разработанной моделью учебно-методического центра и нормативным, организационно-техническим и методическим обеспечением центра.

Апробация проводится в виде обучения (с применением дистанционных образовательных технологий) инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (всего не менее 75 человек), проживающих в отобранных 15 субъектах Российской Федерации. Обучение должно проводиться по отдельным модулям (элементам) образовательных программ высшего образования, выбор которых ранее был согласован с Заказчиком.
Обучение должно проводиться с использованием разработанного портала.
Списки обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья формируются из числа кандидатур, предложенных Всероссийским обществом инвалидов, а также его региональными отделениями, расположенными в отобранных 15 субъектах Российской Федерации.
В ходе проведения апробации модели оцениваются обоснованность разработанной модели, полнота описанных бизнес-процессов, форм, методов, механизмов, инструментов ее внедрения.

6. Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями

Должны быть разработаны методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, включая:

  • описание типовых действий по созданию и развитию учебно-методических центров (алгоритм), обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями;
  • характеристику нормативного, организационно-технического и методического обеспечения деятельности центра, включая:
  • предложения к проектам нормативных актов федерального, регионального уровня и уровня образовательных организаций, необходимых для функционирования центра;
  • положение о центре;
  • положения о структурных подразделениях центра;
  • регламенты по каждой из функций центра;
  • требования к материально-техническому обеспечению центра;
  • квалификационные требования к персоналу центра;
  • иные документы, перечень которых будет сформирован в процессе разработки модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ с различными нозологиями (п. I.1.1.).

В рамках Госконтракта в этом году мы будем учить в экспериментальном порядке не менее 75-ти студентов по нескольким программам высшего образования из 15 субъектов России.

В связи с этим мы:

создаем Консорциум вузов-партнеров, обучающих студентов с инвалидностью для организации сетевого взаимодействия в целях обеспечения доступности высшего профессионального образования по различным образовательным программам. В настоящее время к нам подключаются такие университеты как

  • Владимирский государственный университет. В центре профессионального образования инвалидов здесь учится более 135 студентов;
  • Южно-Уральский федеральный университет (г. Челябинск). В Институте открытого и дистанционного обучения данного вуза учится 13 студентов с инвалидностью;
  • Челябинский государственный университет. На базе данного вуза создан очень известный Региональный центр обучения студентов с ОВЗ.
  • Северный (Арктический) федеральный университет (г. Архангельск). В институте психологии и педагогики здесь тоже учится большая группа студентов.
  • Саратовский государственный университет.

Совместно с нашими партнерами мы будем повышать качество дистанционного обучения.  Мы вместе активно будем развивать и внедрять в учебный процесс новые интернет-технологии, разрабатывать рекомендации по обучению студентов с различными нозологиями.

Со студентами вузов Консорциума уже в ближайшее время запланированы различные встречи с нашими студентами в рамках Клуба общения, интернет-семинаров по различным аспектам учебы.

Кроме того, мы хотим предложить ряд важных и интересных направлений работы со студентами.

1. Клуб английского языка для  развития разговорного английского (на бесплатной основе). Эти занятия ведет из Бангладеша несколько лет сотрудничащий с нами ведущий Уддин Мд Актхер. Мы хотим предложить в нашей системе эти занятия для студентов нашего содружества. Кроме того, мы готовы обновить эти занятия и включить всех желающих преподавателей  вузов-партнеров. Благодаря этим занятиям преподаватели быстрее знакомятся с основами дистанционного обучения, а также возможностями нашей оболочки интернет-семинаров. С видеозаписями занятий можно ознакомиться здесь.

2. Мы большое внимание уделяем пропедевтическим дисциплинам.  Студенты ФДО МГППУ изучают такие дисциплины как "Введение в дистанционное обучение", "Технологии и методики самоорганизации", "Работа с учебным текстом".  Наши коллеги из Челябинского ГУ тоже разработали ряд адаптационных курсов и по предварительной договоренности готовы предложить нашим студентам. Мне представляется, что такое направление как учить учиться является принципиально важным и перспективным. Мне кажется, что в данных занятиях могут участвовать все студенты вне зависимости от степени их включения в наше совместное обучение. С видеозаписями занятий можно ознакомиться здесь.

3.  В прошлом учебном году мы по воскресеньям организовывали цикл интернет-семинаров по направлению "Психическое здоровье".  С февраля мы хотим обновить тоже данное направление. В рамках данного направления мы рассматривали такие вопросы как: конфликты в нашей жизни, как стать несчастным без посторонней помощи, эмоциональное выгорание, интернет-зависимость, страхи и депрессия в нашей жизни, жизнестойкость людей с ОВЗ ....  С некоторыми видеозаписями таких интернет-семинаров  можно ознакомиться здесь.

4. Мы большое внимание уделяем исследовательской работе студентов. В связи с этим мы проводим много различных интернет-консультаций. С частью из них можно познакомиться здесь.

В связи с этим мы предлагаем в апреле провести совместную он-лайн научно-практическую конференцию студентов вузов-партнеров.

5. На факультете мы уделяем большое внимание социализации социокультурной реабилитации студентов с ОВЗ. С их аннотациями можно познакомиться на сайте http://fdomgppu.ru/. Фото-отчеты здесь.

В рамках этой программы уже три года как наши студенты посещают в месяц один раз Третьяковскую галерею. С февраля мы начинам трансляции этих экскурсий. Кроме того, планируется дополнительная программа по психологии восприятия искусства в рамках психологических практикумов и занятий по психологии личности.  В связи с этим планируются встречи с художниками, скульпторами. Я надеюсь, что данные мероприятия  могут быть полезными для всех наших студентов.

6. Уже 4-ый год, как мы развиваем программу "Абитуриент". Оказалось, что это тоже очень важное направление работы в плане предварительной подготовки будущих своих студентов.  Мы предлагаем вместе развивать данную программу. С видеозаписями по этой теме можно ознакомиться здесь.

7. 26-28 февраля по предварительной информации Министерство образования и науки РФ планирует на базе нашего университета в рамках Госконтракта проводить Всероссийский семинар "Инклюзивное образование в дистанционном обучении".

Из этого перечня наших планов видно, что совместно мы можем организовать много интересных и полезных мероприятий как для наших студентов, так и абитуриентов. Для своих студентов мы в любом случае эти мероприятия будем организовывать. Мы будем рады и благодарны, если мы вместе будем развивать эти направления, а также Вы предложите свои семинары, курсы и др. Еще раз повторюсь: в этих мероприятиях  могут быть включены все студенты с инвалидностью и ОВЗ вне зависимости от их включения в совместное сетевое обучение.

Какая польза от такого сотрудничества:

  1. Приобретаем первый опыт сетевого взаимодействия через обучение студентов с ОВЗ. Такого опыта пока нет.
  2. Мы вместе приобретаем и развиваем свой опыт по обучению студентов с ОВЗ.
  3. Развиваем или приобретаем опыт дистанционного обучения, осваиваем новые методики и технологии дистанционного обучения. Кстати, на основе приобретенного опыта вузы могут развивать дистанционное обучение в целом в своем вузе.
  4. У студентов появляются новые возможности для профессионального образования, развития, общения.
  5. Приобретаем новых абитуриентов, развиваем методики и технологии работы с абитуриентами (спасение - дело рук самих утопающих...).
  6. Сможем повысить квалификацию своих преподавателей и сотрудников в области обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ с учетом их нозологий и многое другое.

 Примечание: доступность среды для образования студентов с ОВЗ сегодня включена в аккредитационные показатели.

Мы будем рады, если Вы подключитесь к реализации нашего проекта. Свои предложения и пожелания Вы можете выразить здесь.

В опроснике более детально раскрыты основные направления работы и другие аспекты нашего возможного сотрудничества. Будем рады любой форме возможного сотрудничества.

Наш девиз: "Дружите с нами - скучно не будет!"

С уважением,

Деканат ФДО МГППУ 

Этап I. Подготовительный этап.

I.1. Разработка модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по ее внедрению.

Аннотация отчета по исполнению I этапа Государственного контракта  №  05.043.11.0044 от 14 ноября 2014г.

Отчет по этапу.

Этап II. Подготовка к внедрению модели УМЦ в регионе.

План апробации модели учебно-методического центра

II.1. Организация и проведение презентаций и обсуждений разработанной модели в ходе практических семинаров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов
Ежемесячные отчеты:
II.2. Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Ежемесячные отчеты
II.3. Разработка и апробация образовательной программы повышения квалификации педагогических работников вузов по инклюзивному обучению
II.4. Апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
II.5. Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями
Ежемесячные отчеты
 
Отчет по этапу
 
 
  • Анофрикова Наталия Сергеевна, к.ф.-м.н., Директор института электронного и дистанционного обучения СГУ, доцент ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» скачать в формате pdf
  • Астафьева Наталья Егоровна, д.п.н., профессор, начальник управления образования и науки Тамбовской области скачать в формате pdf
  • Баусов Юрий Николаевич, помощник ректора МГППУ по инклюзивному образованию, член Совета Минобразования и науки РФ по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:  текст заключения скачать в формате pdf скачать в формате word
  • Бойко Цындыма Очиржаповна, слушатель факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, зам. Председателя Региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями зрения "Радужный мир" скачать в формате pdf
  • Горюнова Лилия Васильевна, д.п.н., доцент, руководитель магистерской программы "Педагогика инклюзивного образования ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики скачать в формате pdf
  • Иванов Михаил Николаевич, зам.директора Института дистанционного образования, к.э.н., доцент скачать в формате pdf
  • Калистратова Т.В., главный специалист по организации учебной работы Института технологий открытого образования скачать в формате pdf
  • Леханова Ольга Леонидовна, к.п.н., доцент кафедры дефектологического образования, заместитель руководителя Ресурсного центра поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц (инклюзивного образования): текст заключения скачать в формате pdf скачать в формате word
  • Мамедова Елена Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры сурдопедагогики факультета коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, заведующая лабораторией социально-реабилитацционного сопровождения инклюзивного профессионального образования студентов с ОВЗ и инвалидов скачать в формате pdf
  • Маракушина Ирина Геннадьевна, и.о. зав.кафедрой педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии, доцент, к.пс.н., САФУ имени М.В. Ломоносова, г.Архангельск скачать в формате pdf
  • Осокин Михаил Геннадьевич, Председатель Совета ОООИ "Всероссийское общество инвалидов" по повышению квалификации кадров, председатель Владимирской областной организации Всероссийского общества инвалидов, кандидат экономических наук скачать в формате pdf
  • Саитгалиева Гузель Газимовна, к.соц.н., доцент, руководитель научно-методического центра изучения проблем инклюзивного образования БГПУ им. М.Акмуллы скачать в формате pdf
  • Симонова Татьяна Николаевна, д.п.н., профессор, и. о. зав. кафедрой коррекционной педагогики ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» скачать в формате pdf
  • Сорокова Марина Геннадьевна, д.п.н., к.ф.-м.н., профессор кафедры Прикладной математики ф-та Информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета: текст заключения скачать в формате pdf скачать в формате word
  • Топоркова Инна Леонидовна, Специалист по учебно-воспитательной работе Института психолого-педагогического образования ФГАОУ ВПО "РГППУ" скачать в формате pdf
  • Хейстонен Евгения Владимировна, начальник отдела сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Колледж автоматизации и информационных технологий №20" скачать в формате pdf
  • Шаповалова Ольга Геннадьевна, специалист по учебно-методической работе ФГОУ ВПО "Южно-Уральский Государственный Университет" (НИУ) Институт Открытого и Дистанционного Образования скачать в формате pdf