• Follow Us:
Позвонить нам: +7 (495) 607-12-47
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

    Вы здесь

    • Вы здесь:
    • Главная > Об учебно-методическом центре

Об учебно-методическом центре

Об учебно-методическом центре


Об УМЦ
Целью Центра является обеспечение доступности и повышения качества высшего образования студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий, в том числе и на основе использования электронного  образования и современных дистанционных образовательных технологий.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
  1. Формирование системы дистанционного обучения студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья по программам высшего профессионального образования и внедрение технологий дистанционного обучения (ДО) в учебный процесс для повышения качества образования и расширения спектра предоставляемых образовательных услуг.
  2. Сздание межрегиональной информационно-образовательной сети учреждений высшего профессионального образования студентов инвалидов различным нозологий.
  3. Разработка нормативно-правовой основы построения сетевого взаимодействия вузов для реализации образовательной программы обучения студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Создание специального портала, способного обеспечить работу в формате межвузовских и межрегиональных коммуникаций с перспективой создания единой системы дистанционного обучения, как консорциума разнопрофильных ВУЗов равнодоступных для студентов с ОВЗ, независимо от места проживания.
  5. Создание библиотеки научных и методических материалов по вопросам применения средств электронных, информационных и коммуникационных образовательных технологий в образовании студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Разработка разноуровневых программ курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья (определение целевой аудитории; сбор и обобщение материалов для курсов; разработка учебно-методических и контрольных материалов)
  7. Организация системы профессиональной подготовки и повышения квалификации лиц с ограниченными возможностями здоровья, профессорско- преподавательского состава, работающего с молодежью с ограниченными возможностями здоровья и других заинтересованных сторон в сфере дистанционных образовательных технологий.
  8. Взаимодействие и обмен опытом в сфере дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с другими образовательными учреждениями России и зарубежья.
  9. Разработка технологий, методик и программно-методического обеспечения социализации студентов инвалидов средствами включения в дополнительную внеучебную деятельность в сфере творчества, туризма, науки, физкультуры и спорта.
  10. Проведение исследований и разработка инструментария для проведения социально-психологических исследований с целью выявления специфики образовательного процесса и образовательных отношений при обучении студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
Функции учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Организационно-содержательное обеспечение мероприятий, проводимых совместно с руководящим региональным Департаментом образования или профильным федеральным министерством:
    1. разработка методики и порядка применения дистанционных технологий для студентов инвалидов различных нозологий здоровья в учебном процессе на всех этапах обучения:
      • определение дистанционных образовательных технологий, наиболее приемлемых при обучении студентов инвалидов различных нозологий;
      • адаптация дистанционных образовательных технологий для обучения студентов инвалидов различных нозологий (особенно остро это касается незрячих и слабовидящих студентов);
      • разработка методических рекомендаций по дистанционному обучению студентов инвалидов различных нозологий.
    2. подготовка и поддержка баз данных нормативно-правовых документов, необходимых для организации учебного процесса с применением дистанционной технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
      • анализ нормативно-правовой базы обучения студентов инвалидов и с ОВЗ;
      • разработка предложений в изменения нормативных документов вузов в целях учета особенностей обучения студентов инвалидов и с ОВЗ;
      • подготовка предложений по внесению изменений в существующую законодательную базу обучения студентов инвалидов.
    3. обучение студентов инвалидов различных нозологий по утвержденным профессиям и специальностям;
      • выбор образовательных программ для обучения студентов инвалидов в рамках сетевого взаимодействия;
      • организация обучения студентов инвалидов по выбранным программам;
      • разработка и организации обучения инвалидов при сетевом взаимодействии.
    4. методическая поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и по его окончании;
      • разработка методических рекомендаций для студентов инвалидов по различным аспектам дистанционного обучения с учетом их нозологий;
      • разработка методических рекомендаций по усвоению различных учебных дисциплин.
    5. оказание консультативно-методической и технической помощи при создании компьютерных средств обучения, учебных пособий, учебно-методических комплексов, применяемых в дистанционном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья:
      • консультирование по выбору адаптивных средств обучения, учитывая нозологии обучаемых;
      • консультирование по работе на различных средствах обучения с учетом нозологий студентов.
  2. Объединение усилий ведущих ВУЗов РФ в сфере образования инвалидов на принципах взаимодополнения специальных образовательных ресурсов, адаптационных технологий для различных нозологий, методик обучения с применением электронных, информационных и коммуникационных образовательных on-line технологий по востребованным программам среднего и высшего профессионального образования:
    • создание системы сетевого взаимодействия вузов по различным образовательным программам:
    • разработка методологии сетевого взаимодействия вузов в целях обеспечения доступности образования и повышения качества образования студентов инвалидов;
    • разработка методических рекомендаций по сетевому взаимодействию вузов- партнеров.
  3. Содействие в интеграции опыта, накопленного объединением ВУЗов, в систему образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в  вузах Российской Федерации:
    • анализ опыта вузов по обучению студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • описание наилучших практик обучения студентов инвалидов.
  4. Разработка модели инклюзивного образования студентов инвалидов различных нозологий.
    • разработка различных моделей инклюзивного образования студентов инвалидов;
    • изучение специфики инклюзивного образования при применении дистанционных образовательных технологий;
    • разработка методических рекомендаций для преподавателей по ведению учебных занятий в инклюзивном варианте.
  5. Подготовка и поддержка баз данных информационно-образовательных ресурсов, необходимых для формирования и развития системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    • определение методологии объединения информационно-образовательных ресурсов при сетевом взаимодействии вузов;
    • интеграция информационно-образовательных ресурсов партнеров-вузов в едином портале;
    • разработка новых информационно-образовательных ресурсов.
  6. Организация и проведение семинаров по обучению тьюторов и преподавателей для работы в системе дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
    • разработка программ повышения квалификации преподавателей и тьюторов по различным аспектам обучения студентов инвалидов различных нозологий;
    • проведение обучающих семинаров для преподавателей и тьюторов;
    • организация обмена опытом между преподавателями и тьюторами по работе со студентами инвалидов с различными нозологиями.
  7. Тиражирование и распространение учебных и учебно-методических материалов для дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    • размножение учебных материалов (особенно это касается видеокурсов лекций);
    • распространение учебных и учебно-методических материалов для дистанционного обучения студентов инвалидов и с ОВЗ.
  8. Участие в работе семинаров и конференций по проблемам дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - по программам высшего профессионального образования:
    • составление списка и графика различных семинаров и конференций по проблемам обучения студентов и инвалидов и с ОВЗ, в том числе и в формате дистанционного обучения;
    • организация и проведение собственных научно-практических семинаров и конференций по проблеме высшего образования инвалидов;
    • участие в семинарах и конференциях партнеров;
  9. Разработка новых технологий в профессиональном обучении студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья с использованием электронных, информационных и коммуникационных технологий «on-line»  обучения, соответствующие международным стандартам:
    • изучение международных стандартов применения ИКТ технологий в обучении студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • адаптация имеющихся ИКТ технологий в обучении студентов инвалидов и с ОВЗ с учетом различных их нозологий;
    • разработка новых ИКТ технологий для обучения студентов инвалидов и с ОВЗ с учетом их нозологий.
  10. Оказание консультаций по всем вопросам, связанным с деятельностью Центра для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    • подготовка информационно-справочных материалов по различным аспектам деятельности Центра;
    • консультирование абитуриентов, партнеров, студентов инвалидов по различным аспектам работы Центра.
  11. Обеспечение разработки и тиражирования социально-педагогических и социокультурных технологий социализации студентов, обучающихся дистанционно с целью их успешного трудоустройства и интеграции в социум:
    • анализ и обобщение опыта разработка программы социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • изучение специфики социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ при применении дистанционных образовательных технологий;
    • разработка методик и технологий социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • разработка программы социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;
    • распространение опыта эффективных моделей социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ.
 
Создание безбарьерной среды должно учитывать потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями слуха;
  • с ограничением двигательных функций.
Обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нозологий.
Территория образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нем. Требуется обеспечить доступность путей движения, наличие средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.
В зданиях, предназначенных для реализации программ подготовки инвалидов, требуется обеспечить как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Помещения, где могут находиться люди на креслах-колясках, следует размещать на уровне доступного входа. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для людей с ограниченными возможностями или лифты.
Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве образовательной организации должна включать визуальную, звуковую и тактильную информацию.
 
Наличие специальных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) необходимо предусматривать возможность оборудования по 1 - 2 места для студентов-инвалидов по каждому виду нарушений  здоровья опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.
Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные.
В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучаемых с нарушениями зрения и слуха,  а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить 1 - 2 первых стола в ряду у дверного проема.
 
Наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для студентов различных нозологий.
На каждом этаже необходимо обустройство минимум одной туалетной кабины, доступной для маломобильных студентов. В универсальной кабине и других санитарно- бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями студентов с ограниченными возможностями, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.
 
Наличие системы сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий.
Проектные решения зданий образовательных организаций должны обеспечивать безопасность маломобильных студентов в соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, с учетом мобильности инвалидов различных категорий, их численности и места нахождения в здании.
Особое внимание необходимо уделить обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.
Пути движении к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.
 
Обеспечение доступности зданий студенческих общежитий.
В общежитиях при необходимости следует выделить зону для проживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, обеспеченную хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими, используемыми людьми с ограниченными возможностями здоровья помещениями (группами помещений). В общежитиях необходимо предусмотреть оборудованные санитарно-гигиенические помещения для студентов различных нозологий.
Среда жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья – это комплекс объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, средств информации и связи, которыми пользуется или потенциально может пользоваться молодой человек с серьезным нарушением здоровья (как и любой гражданин), и в которых он осуществляет или предполагает получать среднее профессиональное образование. Доступная среда жизнедеятельности для молодежи с ограниченными возможностями здоровья - приспособленные в соответствии с установленными нормативными требованиями и с учетом их потребностей объекты социальной инфраструктуры, обеспечивающие беспрепятственный доступ к ним лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Главным принципом выбора необходимого материально-технического оснащения учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья является соотношение максимальной вариативности и инвариантности всех его составляющих. В качестве базовых материально-технических средств выбраны компоненты, являющиеся в мировой практике наиболее массовыми, стандартизированными, перспективными и доступными по цене.
Ограниченные возможности здоровья многим не позволяют посещать образовательные учреждения, которые не имеют специального материально-технического и учебно-методического обеспечения.
Учреждение профессионального образования, реализующее основную профессиональную программу по специальности, должно располагать материально- технической базой, обеспечивающей реализацию Государственных и соответствующей действующим   техническим   нормам.    Пребывание    в   образовательном   учреждении     и реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности обучающимся с серьезными нарушениями здоровья, должно обеспечиваться оборудованием (компьютерным, медицинским, тифлотехническим, сурдотехническим), позволяющим компенсировать его ограниченные возможности и позволяющим выполнять лабораторные, практические работы (включая как обязательный компонент практические задания с использованием технических средств).
 
Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха.
Для слабослышащих студентов использование сурдотехнических средств является средством оптимизации учебного процесса, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции.
Технологии беспроводной передачи звука (FM-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в условиях профессионального обучения.
Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы.
 
Наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения.
Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения.
Тифлотехнические средства, используемые в учебном процессе студентов с нарушениями зрения, условно делятся на две группы: средства для усиления остаточного зрения и средства преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы.
Для слабовидящих студентов в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра.
 
Наличие  компьютерной  техники,  адаптированной  для  инвалидов  со  специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации.
Рекомендуется использовать специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
Введение в штат образовательных организаций должности тьютора, педагога- психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Деятельность тьюторов заключается в индивидуальной работе с обучаемыми- инвалидами и обучаемыми с ограниченными возможностями здоровья в ходе образовательного процесса и процесса социализации. Тьютор проводит дополнительные индивидуальные консультации и занятия со студентами, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания учебных дисциплин и выработки навыков к обучению в образовательных организациях.
Работа педагога-психолога (психолога, специального психолога) психолога с инвалидами в образовательных организациях заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищённости абитуриентов и студентов-инвалидов, поддержке и укреплении их психического здоровья.
Социальный педагог (социальный работник) осуществляет контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляет потребности студента инвалида и его семьи в  сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации.
Использование в образовательном процессе современных технических  и программных средств обучения требует наличия в штате соответствующих специалистов, помогающих   использовать   эти   средства   педагогам   и   обучаемым,   содействующих    в обеспечении   студентов   инвалидов   дополнительными   способами   передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, занимающихся разработкой и внедрением специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.
Дополнительная подготовка преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических- особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологии.
Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса. С этой целью необходимо включение блока дисциплинрр по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Введение в штат образовательных организаций при необходимости должностей сурдопедагога, сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха; тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением зрения.
Сурдопедагог в образовательной организации — это специалист по обучению и развитию лиц с нарушениями органа слуха, осуществляющий деятельность по сопровождению их процесса обучения в образовательной организации.
Главная задача сурдопереводчика - способствовать полноценному участию глухих и слабослышащих студентов в учебной и внеучебной жизни образовательной организации. Сурдопереводчик гарантирует студентам равный доступ к информации во время занятий,
Тифлопедаг способствует развитию компенсаторных возможностей зрительного восприятия студентов с нарушениями зрения и оказывает помощь в  овладении специальными тифлотехническими средствами.
Реализация модели Центра обучения студентов инвалидов и с ОВЗ строится  на основе определенных принципов. К основным из них следует отнести:
Принцип гуманистичности обучения. Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного  в  содержании  обучения,  освоении  избранной  профессии,  для  развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных качеств.
Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в дистанционном обучении. Суть названного принципа состоит в том, что проектирование дистанционного обучения необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.
Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания системы дистанционного обучения. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных  курсов и образовательных услуг.
Принцип выбора содержания образования. Содержание образования системы обучения студентов инвалидов и с ОВЗ должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта РФ.
Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системе дистанционного обучения. Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.
Принцип стартового уровня образования. Эффективное обучение в системе дистанционного обучения требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.
Принцип соответствия технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватны моделям дистанционного обучения. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов  занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления системы дистанционного обучения могут появиться новые модели, которые в случае   необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно- ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.
Принцип мобильности обучения. Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного обучения, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям.
Принцип неантагонистичности дистанционного обучения существующим формам образования. Система дистанционного обучения сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него.
Принцип индивидуального подхода. Необходимо учитывать психофизиологические, антропометрические, поведенческие особенности; природные качества – способность к обучению, состояние здоровья, возраст и др. Они влияют на время, затраченное преподавателем на передачу учебной информации и студентам на ее восприятие, а также на подготовку средств НИТ и др. Поскольку электронное обучение происходит обычно не в группе, важно, чтобы система обучения предоставляла обучаемым помощь. Обучаемым потребуются инструкции по прохождению курса, средства навигации, подсказки для выполнения заданий, ссылки для получения определений, поддержка при возникновении технических вопросов и пр. Кнопка вызова помощи должна быть доступна с любого слайда курса. Все это поможет обучаемым сосредоточиться на обучении, а не отвлекаться на досадные помехи. Для гибкости работы обучаемых, полезно предусмотреть раздел для часто задаваемых вопросов, а также глоссарий терминов, которые могут быть незнакомы обучаемым. Эти средства могут стать ценными справочными ресурсами для слушателей курса даже после завершения обучения.
Принцип целенаправленности и последовательности в обучении. Чтобы лучше запомнить, обучаемые должны ощущать важность изучаемого материала. В этом помогает также структурирование заголовков изучаемых тем, обеспечивающее возможность удержать в памяти необходимую информацию. А это в свою очередь делает более вероятным применение ими полученных знаний в будущих реальных проектах. Кроме того, организация заголовков помогает избежать повторов, которые часто снижают эффективность электронного обучения.
Принцип адаптивности и доступности обучения. Имеется в виду возможность обучения лиц с различным уровнем подготовки и различными ограничениями; возможность обучаемых легко двигаться по учебному курсу, следить за своим перемещением, а также возможность вернуться на ту позицию, где находились при предыдущем сеансе обращения к учебному курсу. Возможность изменений контекста необходимо заложить в средство обучения в самом начале; само внесение изменений необходимо планировать и следить за его осуществлением.
Принцип интерактивности в обучении. Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы. Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться обучаемые. Например, если курс посвящен использованию компьютерной программы, изображение на экране должно соответствовать тому, которое отображается при работе этой программы, а обучаемому можно дать задание выполнить операцию, соответствующую одному из изучаемых вопросов. Для более сложных в этом отношении тем можно смоделировать бизнес-процесс и предложить обучаемому пройти через него.
Принцип системности в обучении. Должна быть обеспечена последовательность в организации изучения различных взаимосвязанных курсов (дисциплин). Необходимо корректировать и улучшать системы, вести мониторинг и коррекцию деятельности, добиваться понимания взаимосвязи социальных, органических и технических систем.
Принцип технологичности в организации и обеспечении обучения. Этот принцип подразумевает наличие необходимого оборудования, средств новых информационных технологий (НИТ), организации рабочего места, обеспечивающие использование прогрессивных методов и организационных форм работы, рациональности средств НИТ, которое характеризует адекватность комплекса материальных средств целям и задачам обучения, содержанию программы, особенностям трудовой деятельности преподавателя и познавательным способностям учащихся, приспособленность средств НИТ к организационным формам, методам и приемам обучения.
Индивидуальный подход, посредством которого обеспечивается направленное педагогическое воздействие на студента с ОВЗ, основанное на знании и учете особенностей его развития, физических нарушений и структуры его личности; это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов с ОВЗ, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого из них.
Дозирование учебных нагрузок, естественным образом реализуемое в ДО, заключается в регулировании времени и интенсивности обучения, когда студент с ОВЗ с помощью преподавателя или самостоятельно определяет темп изучения материала, время и продолжительность занятий.
Применение специальных приемов обучения. Могут использоваться следующие приемы:
  • приемы,  обеспечивающие  доступность  учебной  информации  (рельефное  письмо  и осязательное чтение для студентов с нарушениями зрения, дактильная и жестовая речь для студентов с нарушениями слуха, дозированность учебной нагрузки).
  • специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности   с учетом нарушения сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий и др.).
  • логические приемы переработки учебной информации  (конкретизация,   установление аналогий по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и явлений и др.).
  • приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования (технические средства по перекодированию зрительной и слуховой информации в доступные для сохраненных анализаторов сигналы, использование приборов, позволяющих координировать движения, применение аппаратов, усиливающих зрительную, тактильную, слуховую и др. информацию).
Эти приемы могут быть использованы в различных сочетаниях в зависимости от целей и задач обучения, содержания учебного материала, физических нарушений и психофизических особенностей студентов с ОВЗ.
Использование технических средств обучения (компьютеров, тифлотехнических средств, информационных и телекоммуникационных технологий), посредством которых реализуются компенсаторные функции технических средств обучения, позволяющие либо усиливать чувствительность анализаторов, либо замещать их другими, сохранными анализаторами, расширив тем самым способы доступа к учебной информации.
Для использования информационных технологий в обеспечении возможностей дистанционного обучения студентов с ОВЗ необходимо выявить требования, которым они должны удовлетворять. Эти требования вытекают из физиологических, психологических, интеллектуальных и педагогических особенностей различных категорий лиц с особыми нуждами. Сформулировать их в общем виде достаточно сложно. Это объясняется тем, что каждая категория таких обучаемых (например, с нарушениями активно-волевых возможностей, слуха, речи и пр.) предъявляют свои требования к организации и технологическим возможностям дистанционного обучения. Общими особенностями такой категорией лиц являются ограниченные возможности со средой жизнедеятельности, окружающими людьми. Данный факт требует создания специальных условий обучения, позволяющих компенсировать недостатки
Каждая категория людей с особыми нуждами отличается по следующим проявлениям своих возможностей:
  • взаимодействию   с   компьютерной   техникой.   Физические   возможности    каждой группы особые, и для них часто необходимы специальные технические приспособления;
  • пониманию    учебной   информации,    результатов    ее    познания    и представления усвоенного знания. Ограниченные возможности накладывают свой отпечаток на своеобразие восприятия информации и адекватности реакции на нее, что требует большей гибкости в работе с таким обучаемым, понимания его со стороны обучающих;
  • интенсивности   познавательной   деятельности.   В   зависимости   от     физических возможностей каждый из обучаемых может интенсивно работать по-разному: одни – очень долго и продуктивно; другие – долго, но малопродуктивно; третьи – нуждаются в перерывах разной длительности, что сказывается на продуктивности их познавательной деятельности и пр.;
  • характеру     взаимодействия     с     преподавателем.     Одни     студенты   научились взаимодействовать с обучающими и легко их понимают, другие – нуждаются в постоянной поддержке и помощи, третьи – достаточно самостоятельны, им не нужна излишняя опека и пр.
Для студентов с ОВЗ с соматическими заболеваниями, у которых не поражены опорно-двигательные функции и органы чувств, зачастую достаточно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам, чтобы студент с ОВЗ сам мог выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного материала на экране, убрать или переместить рисунки и т.п., изменить цвета, используемые при оформлении текста, подобрать степень яркости и контраста.
Для студентов с ОВЗ с сенсорными нарушениями большую роль играет использование специальных технических средств обучения. С помощью специальных технических средств обучения студенты с ОВЗ имеют возможность получить доступ к учебной информации как путем усиления чувствительности анализаторов (студенты с нарушениями зрения), так и использования других сохранных анализаторов (студенты с нарушениями слуха, зрения).
Для студентов с нарушениями слуха могут использоваться следующие специальные технологии обучения: записывание лекций на видео, использование надписей на экране (титров), демонстрация диапозитивов и диафильмов с помощью компьютерных обучающих программ. Также для них может осуществляться сопровождение событий, происходящих на экране компьютера, текстовыми сообщениями и световыми сигналами. Кроме того, студенты с нарушениями слуха могут использовать наушники для усиления звука.
Поскольку большая часть обучения осуществляется с использованием компьютеров, то важно обеспечить предоставление учебной информации различными способами. Так, для работы на компьютере для студентов с нарушениями зрения применимы следующие методы:
  • использование метода рельефно-точечного шрифта (шрифт Брайля, дисплей     Брайля или тактильный дисплей) для вывода учебной информации;
  • озвучивание  действий  студентов  с  ОВЗ,  производимых  с  помощью  клавиатуры  и мыши и плоскопечатного текста, с помощью программ речевого доступа, таких как JAWS и Говорящая мышь.
Студенты с нарушениями зрения могут использовать программное обеспечение для увеличения изображения на экране, например, экранные лупы, которыми снабжены операционные системы Windows 98/2000/ХР, установленные на большинстве компьютеров, обладающие хорошим увеличительным качеством и дающие возможность выбора любого участка информации на экране, который необходимо прочитать. Кроме того, возможно наравне с увеличением участков информации воспроизводить их в звуковой форме. Это дает возможность студентам с нарушениями зрения получать учебную информацию с помощью двух каналов восприятия: остаточного зрения и слуха.
Для студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата требуется применение, главным образом, специального оборудования. Для студентов малоподвижных или имеющих серьезные нарушения двигательных функций применяются специальные мыши, специальные клавиатуры, например, трекболы вместо мыши, а также клавиатуры с дополнительными клавишами, облегчающими запуск программ. Должны производиться настройки клавиатуры, исключающие случайное нажатие клавиш. Для тех студентов, кто не может использовать клавиатуру вообще, применима экранная клавиатура – специальная программа, которая приводится в действие с помощью мыши.
Кроме того, дополнительно к учебным материалам в электронной форме, должны использоваться печатные издания, аудио- и видеоматериалы. Главное, что каждый студент с ОВЗ имел возможность с помощью специалистов выбора наиболее приемлемых для себя средств обучения, мог регулировать темп и продолжительность занятий.
Следует иметь в виду, что эффективность дистанционного обучения студентов с ОВЗ зависит не только и не столько от имеющихся в распоряжении технических средств обучения и информационных технологий, а от того, в какой степени они служат достижению целей обучения.
Систематизируя знания о своеобразии людей с особыми нуждами, можно выделить наиболее общие требования, которым должна отвечать информационная технология для их дистанционного обучения. К таким требованиям следует отнести:
  • информативность – любой желающий учиться (студент), независимо от места жительства, имеющий информационный канал связи, приобретает достаточно полный объем сведений о возможности и технологии получения требуемого ему образования;
  • гибкость – обучаемый может избрать для себя доступную программу обучения (учебное заведение может сформировать для него наиболее оптимальную программу обучения, отвечающую требованиям ФГОС), удобное время, место и темп; нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
  • параллельность, т.е. без отрыва от иной (профессиональной) деятельности обеспечить обучаемому получение образования;
  • охват значительного числа обучаемых; одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся; общение через сети, связь друг с другом и с преподавателями;
  • технологичность обеспечения образовательной деятельности; информационная программа дистанционного обучения технологична и позволяет обучаемому, овладевшему ею, иметь доступ ко всему комплексу необходимой информации учебного, методического и административного характера;
  • доступность получения образования любому человеку, имеющему соответствующую для учебы подготовку и владеющему информационными технологиями на уровне квалифицированного пользователя ПК, независимо от социального  положения, национальной принадлежности, физических возможностей и места жительства;
  • адаптивность – определяется для каждой категории лиц с особыми нуждами предоставлением перечня технических и методических средств;
  • экономичность в расходах на предоставление образования значительному числу обучаемых; дистанционное обучение позволяет наиболее эффективно использовать учебные площади, технические и транспортные средства, представляя обучаемым в концентрированном и унифицированном виде учебную и иную информацию.
 
При организации высшего образования студентов инвалидов и с ОВЗ сетевое взаимодействие вузов представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).
Образовательная сеть может строиться в двух основных направлениях.
Первый вариант – как интеграция нескольких вузов вокруг одного из них, обладающего наибольшим материальным и кадровым потенциалом, который для остальных вузов будет выполнять роль ресурсного центра. В этом случае каждый из вузов данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общепрофессиональных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую он в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки реализует ресурсный центр.
Второй вариант основан на использовании отдельным вузом образовательных ресурсов учреждений высшего профессионального образования. В этом случае студентам предоставляется право выбора получения профильного образования либо в  собственном вузе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах (вузах).
Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия вузов профильное обучение студентов конкретного ОУ осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения. Сетевое взаимодействие может строиться в двух основных формах:
  1. ресурсный центр;
  2. паритетная кооперация.
Оба варианта организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений могут иметь различные структурные и функциональные построения. Их выбор определяется главным образом теми, кто выступает в качестве его субъектов (инициаторов): обучающиеся, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием. Высшие учебные заведения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:
  • расширение    спектра    образовательных    услуг    в    целях реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей студентов инвалидов и с ОВЗ;
  • сохранение и (или) расширение контингента студентов;
  • обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими внедрение новых  форм организации  учебного  процесса и новых  форм оценивания достижений студентами;
  • привлечение внебюджетных средств.
Базовым механизмом взаимодействия вузов становится механизм их кооперации – совместного использования ресурсов для реализации образовательных программ и индивидуальных учебных планов студентов.
Принципы построения сетевого взаимодействия вузов:
  • принцип  обеспечения  научного  подхода  к  процессу моделирования сетевого взаимодействия в рамках Центра на основе наработанного опыта вузов, а также с учетом отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья;
  • принцип  последовательности  решения   общих  для  всех  индивидуальных   и корпоративных участников деятельности задач, стоящих за рамками обеспечения учебного процесса на основе глубокой  концептуальной разработки модели Центра, включающей блок социализации студентов средствами внеучебной творческой, экскурсионно-туристской, научно- исследовательской и иной деятельности в интегрированных группах;
  • принцип    согласованности    деятельности    удаленных    индивидуальных    и корпоративных участников в рамках общей программы с использованием современных средств коммуникаций и информационных технологий;
  • принцип минимизации расходов и оптимизации всех видов ресурса  (научного, кадрового. инфраструктурного, материально-технического, программно- методического и др.);
  • принцип личностной активности студентов. профессионализма  профессорско- преподавательского состава на основе взаимоответственности и заинтересованности в достижении позитивных результатов;
  • принцип   осуществления   анализа   отдельных   блоков   создаваемой   модели Центра в аспекте оценки возможностей ее практического внедрения и трансляции в целостном или модульном варианте на другие региональные площадки;
  • принцип  сотрудничества - работы исполнителей   в единой команде с    четким распределением функций на основе профессиональной солидарности, личностной совместимости и предшествующего опыта реализации совместных проектов;
  • принцип объективной необходимости разработки и внедрения модели   Центра как консолидирующей структуры, обеспечивающей оптимальные условия для обучения студентов инвалидов и с другими ограничениями здоровья в общем контексте ответственного подхода к подготовке конкурентно-способных молодых специалистов, мотивированных на успешную трудовую реализацию.
Органы управления образованием, инициирующие на своей территории сетевое взаимодействие в целях реализации обучения студентов инвалидов и с ОВЗ, решают задачи обеспечения гарантий прав граждан на получение высшего образования, эффективного использования ресурсов системы образования, оптимизации управления его региональными и муниципальными структурами.
Директор Центра подчиняется непосредственно руководителю учреждения, санкционировавшего его создание.
Директор Центра организует его работу, разрабатывает и представляет на утверждение начальнику учреждения санкционировавшего создание Центра планы работы, штатное расписание, рассматривает заявления работников к приему и увольнению, разрабатывает планы и осуществляет контроль за их реализацией, готовит отчетность.