• Follow Us:
Позвонить нам: +7 (495) 607-12-47
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

    Вы здесь

    • Вы здесь:
    • Главная > Отчет о Всероссийской научно-практической конференции «Дистанционное обучение в инклюзивном образовании» 26-28 февраля 2015 года

Отчет о Всероссийской научно-практической конференции «Дистанционное обучение в инклюзивном образовании» 26-28 февраля 2015 года

 

 

26–28 февраля 2015 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Дистанционное обучение в инклюзивном образовании". Конференция организована в рамках выполнения Федеральной целевой программы развития образования  по проекту "Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями" при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Перед конференцией стояли следующие задачи:

  • выделить основные модели инклюзивного образования студентов;
  • организовать обмен опытом дистанционного обучения в образовательных организациях высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
  • выявить наилучшие практики дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • выработать рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в инклюзивном образовании;
  • обсудить проект соглашения Консорциума вузов-партнеров по проекту "Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями".

    В работе конференции приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов РФ, Всероссийского общества инвалидов, образовательных организаций  высшего образования и профессиональных образовательных организаций субъектов РФ, осуществляющих практику инклюзивного профессионального образования и дистанционного обучения, в том числе представители вузов России: ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. Столетовых», ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет», ФГБОУ ВПО НИУ «Санкт-Петербургский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет», Череповецкий государственный университет, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»,  Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет  им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина и др.

Работа конференции проходила по трем основным направлениям:

1. Проблемы подготовки преподавателей и вспомогательного персонала для дистанционного обучения при инклюзивном образовании.

2. Вопросы нормативно-правового и организационного обеспечения образования инвалидов в организациях ВПО при применении дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

3. Вопросы разработки и применения дистанционных образовательных технологий при обучении студентов с инвалидностью.

С приветственными словами к участникам конференции обратились: Апыхтина Ирина Евгеньевна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации; Марголис Аркадий Аронович, первый проректор МГППУ, канд. психол. наук, профессор.

В работе конференции принял участие Харитонов Д.В., ведущий сотрудник Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, кандидат филологических наук, доцент.

Пленарное заседание открыл декан факультета  дистанционного обучения МГППУ, канд. пед. наук, профессор Айсмонтас Б.Б., презентацией проекта «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями».

С докладом «Методологические вопросы инклюзивного образования» на пленарном заседании выступила проректор по инклюзивному образованию МГППУ, канд. психол. наук Алёхина С.В.

Директор Института открытого и дистанционного образования Национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета, канд. экон. наук, профессор Демин А.А. поделился с присутствующими опытом работы Национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета по дистанционному обучению в инклюзивном образовании.

О работе по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования  в Республике Саха (Якутия) рассказал директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, канд.пед.наук Егоров П.Р.

Рощина М.А., канд. пед. наук, руководитель Тифлоинформационного центра Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) выступила с докладом на тему «Опыт ННГУ имени Н.И. Лобачевского по подготовке специалистов в сфере тифлоинформационных технологий».

Состоялся телемост с США, во время которого участники узнали об опыте инклюзивного образования в Северной Америке.

В процессе проведения конференции осуществлялась её интернет-трансляция в режиме онлайн. Трансляцию конференции смотрело более 60 человек из разных городов России: Москва, Санкт-Петербург, Казань,  Кемерово, Армавир, Харьков, Ростов, Саратов, Челябинск, Екатеринбург, Киров, Владимир и др.

Во второй день работа конференции проходила в формате проектных сессий, где участники обсуждали проблемы дистанционного обучения в инклюзивном образовании.

На повестке дня работы в группах стоял вопрос: «Анализ ситуации и выделение проблем, разработка проектных идей для решения зафиксированных проблем».

Группа 1. Проблемы подготовки преподавателей и вспомогательного персонала для дистанционного обучения при инклюзивном образовании.

Модератор – Никуличева Н.Н. (ФГАУ «Федеральный институт развития образования», руководитель отдела  дистанционного обучения). 

Группа 2. Вопросы нормативно-правового  и организационного обеспечения образования инвалидов  в организациях ВПО при применении дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Модератор - Павлова С.А. - генеральный директор компании "Дистанционный репетитор" (NewTutor).

Группа 3. Вопросы разработки и применения дистанционных образовательных технологий при обучении студентов с инвалидностью.

Модератор – Айсмонтас Б.Б., канд. пед. наук, профессор, декан факультета дистанционного обучения (ФДО) МГППУ.

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги работы проектных групп, обозначены проблемы дистанционного обучения в инклюзивном образовании и намечены пути их решения. (С итоговыми материалами можно ознакомиться здесь).

В заключительный день работы конференции для участников была организована презентация программ обучения студентов с ОВЗ  факультета дистанционного обучения и информационных технологий  МГППУ, а также организована экскурсия по университету.

 

Материалы конференции:

Программа конференции

Фотографии

Архив с фотографиями

Презентации

Отчеты по работе секций

Видеозаписи на канале факультета Дистанционного обучения на Youtube