• Follow Us:
Позвонить нам: +7 (495) 607-12-47
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

    Вы здесь

    • Вы здесь:
    • Главная > Отчет по первому дню семинара, проходившего 23-25 сентября 2015 года.

Отчет по первому дню семинара, проходившего 23-25 сентября 2015 года.

С 23 по 25 сентября 2015 года в Московском городском психолого - педагогическом университете проходил Всероссийский научно-практический семинар, посвященный развитию региональных ресурсных центров инклюзивного профессионального образования. В мероприятии приняли участие руководители и представители Всероссийских общественных организаций разных уровней (ВОИ, ВОС, ВОГ), а так же высших учебных заведений РФ (гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска).  

В первый день научно-практического семинара было предложено обсудить проблемы развития региональных ресурсных центров, поделиться опытом инклюзивного образования с внедрением новых дистанционных технологий.

Первым выступающим стал декан ФДО МГППУ, Айсмонтас Б. Б., который рассказал о структуре преподавания в Московском гордском психолого-педадогическом университете. Он обратил внимание участников мероприятия, что традиционное обучение (очное) и дистанционное имеют свои достоинства и недостатки, которые можно компенсировать, сочетая эти два метода обучения. При этом необходимо выбирать лучшее из них, корректируя и уменьшая при этом негативные стороны. Инклюзивное образование, по мнению Айсмонтаса Б. Б., может стать примером удачного сочетания двух известных методов обучения студентов с ОВЗ. 

В МГППУ постоянно разрабатываются новые технологии и способы обучения, предлагаются такие виды образовательных программ как лекции, вебинары, семинары в он-лайн режиме. Привлечение российских и зарубежных партнеров способствуют  расширению возможностей обучения в Итнернет-пространстве и обмене опытом в обучении студентов с ограничениями в здоровье.

В настоящее время можно говорить о недостаточно качественном образовании, предлагаемом молодежи с ОВЗ после получения школьных атестатов.  Потенциальные абитуриенты, по словам Айсмонтаса Б. Б., часто имеют низкий уровень знаний и подготовки. Надомное обучение детей с инвалидностью отражается на их коммуникативных способностях, замедляет интеллектуальный рост. Опека родителей отрицательно сказывается на самостоятельности студентов с ОВЗ, поэтому в МГППУ обращают серьезное внимание на работу с родителями абитуриентов и студентов с ОВЗ всех курсов.

Декан ФДО МГППУ так же рассказал о возможностях электронного деканата, разработанного специально для дистанционного ообучения студентов, которые не имеют возможности посещать очные занятия. На данном портале размещается и постоянно обновляется все необходимая информация. Это касается и нормативно-правовых документов, методической и справочной литературы, размещаются ссылки на трансляции лекций и семинаров. Помимо этого в МГППУ существует электронная библиотека, которой могут воспользоваться студенты при написании контрольных, курсовых, дипломных работ.Электронный деканат дает возможность связываться с любым студентом, осуществлять рассылку необходимой информации, сообщая о планируемых мероприятиях, которые позволяют участвовать во внутривузовских семинарах, вебинарах. К этим трансляциям ВУЗ привлекает зарубежных гостей и специалистов, что являетсяочень продуктивными для повышенияуровня знаний, расширения коммуникативных и иных навыков студентов и преподавателей.

По словам Айсмонтаса Б. Б. для повышения уровня и качества образования студентов различных нозологий необходимо объединение уже разработанных и реализованных методических технологий, имеющихся ресурсных центров, библиотек, а так же совместная работа родителей, преподавателей, выпускников ВУЗов.  Обмен опытом ВУЗов, дающих профессиональные знания, позволит выбирать и внедрять наилучшие методы обучения, не бояться новых технологий и использовать их в полной мере. Электронная или видеоинструкция по использованию дистанционных технологий повысит уровень образования студентов с ОВЗи даст новые возможности преподавателям в процессе их обучения. 

В настоящее время, как выразился декан ФДО МГППУ, дистанционные технологии применятся по разным направлениям. Это и возможность расширения сетевого взаимодействия, и самообразование студенческого сообщества, расширение взаимосвязей и коммуникативных навыков. В МГППУ проводится большое количество трансляций различных мероприятий, как учебных (лекции по психологии эмоций, восприятия и другие), так и способствующих повышению общего культурного уровня студентов с ОВЗ - «Программа выходного дня»: посещение Третьяковской галлереи, арт-терапия.

Следующим выступающим стал Рысев О.В., заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», который сказал: «Образование – фундаментальная ценность и право человека на полноценную жизнь». Однако получение высшего образования без дальнейшего трудоустройства является фикцией. Необходимо использовать новые дистанционные технологии в учебе людей с инвалидностью, при этом социализировать их в современную действительность, повышая их возможности на рынке труда. Для этого необходимо начинать с экспресс-анкетирования школьников, оценивая качество и уровень полученных знаний. В настоящее время, по словам Рысева О. В., отмечено уменьшение количества специальных  общеобразовательных учебных учреждений, однако при совместном обучении в обычных школах снижаются требования к детям с инвалидностью, а это негативно сказывается на качестве образования, которое становится заметным при поступлении в ВУЗы.Представитель ВОИ высказался о необходимости пропаганды  активного образа жизни инвалидов, просвещения родителей о возможностях обучения детей с ОВЗ и получения профессии. Для молодых людей с разной нозологией особенно важной является работа с мотивацией деятельности и развитие коммуникативных навыков, снятие психологических барьеров.

Айсмонтас Б. Б. согласился с выступающим и сказал, что формирование чувства ответственности и стремление к получению образования, самодостаточности и трудоустройству у детей с инвалидностью должно начинаться в семье еще с детства. Это постоянная работа над собой, стремление к саморазвитию, самообеспечению. Все это требует большого труда, как со стороны родителей, так и самого ребенка. Это необходимость изменения мышления, когда приходит понимание собственных возможностей. В МГППУ вся работа строится по принципу «Помогая другим – помогаешь себе». Однако в нашем обществе наличие льгот, социальных пенсий вырабатывает у инвалидов разных нозологий позицию иждивенчества и выражается в инфантильности многих студентов.

Немцы говорят «Вы избаловали своих инвалидов. Он не хотят работать». Эти слова подтверждает Денис Роза,директор региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». В этой организации серьезно занимаются проблемами инвалидов, продвигают развитие инклюзивного образования в России, привлекают работодателей для трудоустройства людей с инвалидностью. Денис Роза так же отмечает, что воспитание ребенка с ограничениями начинается в семье. Это «цепочка, которая тянется с детства… Тепличные условия в семье и минимальные требования в школе снижают конкурентноспособность людей с ОВЗ во взрослом возрасте. Подготовка к работе и самостоятельной жизни должна вестись постоянно, и наша задача помочь  развить чувство ответственности и полезности обществу». Она отмечает, что необходимы проекты по совместной деятельности и обучению инвалидов и здоровых. Это меняет мышление и тех, и других, серьезно расширяет интересы и возможности людей с ОВЗ.

РООИ «Перспектива» сотрудничает с московскими ВУЗами и российскими и зарубежными компаниями, помогая им найти необходимых сотрудников. Проведение тренингов для студентов, встреч с людьми, которые уже заняли свою нишу на рынке труда, способствуют укреплению мотивации к учебе, пониманию собственных перспектив. Возможности бизнес-советов и лидерских советов студентов показывают необходимость расширения этих проектов в регионах. Новейшие информационные технологии позволяют выпускникам ВУЗов начинать собственное дело, находить «удаленную» работу, предлагать услуги юристов, психологов.ресурсных информационных центров.

Осокин М. Г., председатель Владимирской областной организации ВОИ, рассказал о перспективах взаимодействия ВУЗов с общественными объединениями инвалидов. Нельзя пренебрегать возможностями НКО, необходимо использовать их для поиска абитуриентов, которые заинтересованы в получении профессиональных знаний. Осокин М. Г. отметил возможности общественных организаций, которые могли бы принять выпускников ВУЗов в качестве специалистов разных направлений (психологи,IT-специалисты и другие). Он рассказал о направлениях деятельности НКО, привлечении ими бюджетных и внебюджетных средств для оплаты работы сотрудников. НКО оказывают юридические услуги, реализуют различные проекты, работают по созданию клубов по интересам и вовлечению людей с ОВЗ в сферу своего влияния. Осокин М. Г. обратил так же внимание на необходимость соблюдения государственных нормативов по доступной среде (пандусы, широкие дверные проемы) для формирования позитивного имиджа ВУЗа, который предоставляет образовательные услуги людям с инвалидностью. Однако доступность среды без мотивации самого студента с ОВЗ не решит проблему его самодостаточности и самореализации. В настоящее время открываются большие возможности для реализации личного потенциала при помощи дистанционных технологий. «Коляска не станет преградой для полноценной жизни, если сложные барьеры и трудный путь обучения человек проходит с достоинством». Он привел пример инвалида-колясочника, показавшего свои возможности на крупном международном семинаре по IT-технологиям. Это позволило ему занять достойное место в иностранной компании, где он успешно работает на протяжении трех лет.

Следующие выступающие рассказали участникам семинара, что образование инвалидов не является чем-то новым в России. Разговор шел о людях с ослабленным зрением. А. Бирюлев, человек с тотальной слепотой, получил высшее образование еще в дореволюционное время в 1895г. Он окончил юридический факультет Казанского университета. При этом до революции 100% людей с инвалидностью, имеющих образование, трудоустраивались и чувствовали свою независимость и необходимость обществу. В настоящее время существует серьезная проблема не только с трудоустройством, но и с психологическими барьерами, отсутствием стремления к самостоятельности. При обучении молодых людей с инвалидностью необходимо ориентироваться на востребованность таких специалистов на рынке труда. Стоит подумать о восстановлении системы распределения выпускников с инвалидностью, что было бы большой помощью при их дальнейшем трудоустройстве. Привлечение работодателей и практика на производстве и в трудовом коллективе позволят оценить  возможности выбранной профессии, имеющиеся навыки, зарекомендовать себя в компании.

Определенные проблемы при обучении существует у людей с нарушениями по слуху. Представитель ВОГ заострил внимание на нехватку сурдопереводчиков в ВУЗах. Недостаточное количество специалистов в области русского жестового языка серьезно снижает возможности обучениястудентов с подобной нозологией. Из 112 высших и68 средних профессиональных учреждений лишь в 11 есть сурдопереводчики. Согласно статистике ВОГ из11 тысяч молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих нарушения по слуху, лишь 2050 являются студентами. Это менее 20%. В связи с этим необходимо расширение обучения профессии сурдопереводчика. Это позволит повысить возможности образования людей с нарушением слуха.

Многие выступающие на научно-практическом семинаре отметили низкую профессиональную ориентацию у молодых людей с инвалидность. Этой работой должны заниматься на местах, как государственные учреждения, так и НКО, повышая информированность, мотивацию и необходимость наличия качественных профессиональных навыков для полноценной жизнедеятельности.

Особое внимание все участники семинара обратили на возможности разнообразных ресурсных центров, которые обеспечивают доступ к информации. Здесь была представлена информация о малоизвестной и, в связи с этим малодоступной, библиотеке для слепых «ЛОГОС». 

Возможности использования Интернет-ресурса для образования, социализации и многого другого были представлены генеральным директором ООО «Рост Партнёр Инвест», Паниным Ю. А. Эта компания серьезно сотрудничает с МГППУ и на ее площадках проходят многочисленные видеотрансляции конференций, семинаров, курсов по повышению уровня образования и квалификации.Он сообщил о работе компании и известных проблемах трудоустройства студентов с инвалидностью. Однако интернет-пространство дает возможность найти работу в соответствии со своими интересами. Это и модераторы вебинаров, дизайнеры презентаций,копирайтеры.

ООО «Рост Партнер Инвест» проводит серьезную работу с общественными организациями и НКО, помогая реализовывать различные проекты. Так один из них под названием «Помогая другим – помогаешь себе» получил президентский грант и за три года качественной работы раскрыл возможности людей с ограничениями в здоровье. Организованный телефон доверия (8-495-004-00-15) в настоящее время не умолкает с 12 до 18 часов. Это показывает, что люди с инвалидностью могут оказывать помощь другим, становясь настоящими профессионалами своего дела.

Автор: Валентина Овчаренко
Фотограф: Александр Генералов

Отчет о следующих днях семинара >>